РУНМОУ «Киевский муфтият»

Религиозные проблемы мусульман Украины в свете сегодняшнего дня

dsc0910100000Современная Украина относится к числу европейских стран, имеющих собственное коренное мусульманское население. Ислам на территории Украины обладает более чем тысячелетней историей. Но на протяжении длительного времени эта религия существовала в нелегальных условиях, что привело ее к упадку. Мусульмане на территории нынешней Украины издревле проживали  в большинстве своем  на юге страны.

Главным образом это были волжские и крымские татары. Как и у христиан у них были свои культовые и культурные сооружения. Но сталинская кампания атеистов-безбожников в начале 30-х годов прошлого века не оставила в стороне и их  мечети, и их религию. Все было разрушено или забрано под различные склады, многих священнослужителей репрессировали, было организовано массовое преследование верующих. А в 1944 году в отношении крымских татар власть предприняла беспрецедентный в истории поступок — весь народ был депортирован и рассеян по необъятным просторам Родины.

Возвращение крымских татар стало возможным лишь после обретения Украиной независимости. Одновременно началось и возрождения  духовных очагов мусульманства в Киеве, Донецке, Херсоне, Харькове, Запорожье, АР Крым, где компактно проживают волжские татары и представители других народов, исповедующих ислам.

Украина – многонациональное государство. В Автономной Республике Крым наряду с украинцами и русскими проживают болгары, греки, армяне, евреи, караимы, крымчаки  и др. Крымских татар возвратилось из мест депортации уже около 300 тысяч .Ожидается  увеличение их количества вдвое за счет рождаемости и дальнейшего возвращения из отдаленных уголков бывшего СССР. Татарское население имеет влияние на общественно-политическую жизнь полуострова. Активно действуют Меджлис – полномочный представительский орган; руководство национального самоуправления, являющегося политической структурой; НДКТ – Национальное движение крымских татар; ОНКД – организация крымскотатарского национального движения; «Адалет» — Справедливость – Крымскотатарская национальная партия и прочие организации.

Поликонфессиональность – примечательная черта сегодняшней Украины. Сегодня на территории государства функционирует свыше 32 тысяч религиозных организаций 55 вероисповеданий, основными из которых являются христианство и Ислам.

Согласно официальным данным, на территории Украины проживает 440 000 мусульман (0,9%). Однако, реальная их численность представляется намного большей, — свыше 2 млн. человек. Такой разрыв между официальными данными и неофициальными обусловлен рядом причин. Так, многие мусульмане, пребывающие на территории Украины, не принимали участия в переписи, далеко не все татары получили украинское гражданство, и наконец, в силу плачевных результатов тоталитарного прошлого, очень большое количество волжских татар ассимилировано, они указывают себя, как правило, русскими или украинцами, при переписи или официальных опросах. Наконец, некоторые мусульмане, находятся на территории страны нелегально, — это, в первую очередь, выходцы из стран Африки, Бангладеш, Афганистана. Коренным мусульманским народом на территории Украины являются крымские татары. Кроме того, официально зарегистрированные диаспоры имеют поволжские татары, турки, азербайджанцы, дагестанцы, башкиры, афганцы и некоторые другие народы. Также, отмечается и переход в Ислам представителей украинского народа.

Современное мусульманское общество в Украине активно развивается, но существует целый ряд проблем на пути возрождения Ислама в религиозном пространстве Украины.

Отсутствует единая организационная структура этой конфессии. Однако, хоть в Исламе и отсутствует иерархия, подобная таковой в христианских церквях, мусульмане Украины объединены в ряд организаций.

Ныне в Украине официально действует пять зарегистрированных центров: РУНМОУ «Киевский муфтият» (г. Киев), ДУМУ «Умма» (в основу которого легла ВАОО «альРаид», г. Киев), Духовный Центр Мусульман Украины (г. Донецк), Духовное Управление Мусульман Крыма (г. Симферополь) и ДУМУ (г. Киев). По целому ряду причин в Украине отсутствует единое Духовное Управление Мусульман. Однако, прогрессивные исламские организации страны тесно сотрудничают между собой и преследуют, в целом, одну общую цель – развитие и прогресс Ислама в Украине. К примерам такого сотрудничества можно отнести осуществление общих проектов «Киевским муфтиятом», ВАОО «альРаид» и ДУМК. Так, общими усилиями в этом году была проведена летняя школа по ознакомлению с Исламом студентов высших учебных заведений по специальности религиоведения в Киеве и Симферополе.

Мусульманские общины действуют в рамках законодательства, признают украинскую государственность, не допускают проявлений крайнего религиозного фанатизма и экстремизма. В общем, несмотря на некоторые второстепенного характера проблемы, взаимоотношения между мусульманами и представителями других религий довольно корректны и отмечены духом толерантности.

Сейчас остро стоит вопрос религиозных убеждений современных мусульман. Сказывается печальное наследие тоталитарного прошлого и многие мусульмане не имеют достаточных религиозных знаний. Мало кто может читать Коран на языке оригинала. Согласно результатам статистических исследований, проведенных украинским центром исламоведения, во главе с Н. И. Кирюшко, только 21, 56% мусульман понимают хутбу (проповедь в мечети, читаемая во время пятничной молитвы) на арабском языке. Поэтому во многих мечетях прибегают к чтению проповедей на понятном языке: в Крыму – на крымскотатарском, во многих мечетях материковой Украины – на русском, арабском и волжскотатарском («Киевский муфтият»).

В контексте соблюдения норм Шариата мусульман Украины можно условно разделить на следующие категории:

— Которые стараются соблюдать все предписания Шариата, насколько это возможно в условиях светского постатеистического государства.

— Частично соблюдающие предписания Исламской религии – например, молящиеся только по пятницам в мечети, или соблюдающие пост только в последние 3-10 дней Рамадана.

— Практически не соблюдающие лица, лишь номинально относящие себя к числу мусульман, в силу этнических традиций.

При соблюдении норм и правил Ислама, верующие часто сталкиваются с рядом проблем. Так, тяжело, а практически невозможно, совершать молитву на работе, студентам – в высших учебных заведениях,  не говоря уже об армии и милиции.

Пятница является рабочим днем в Украине, и посетить пятничную молитву работающему мусульманину очень сложно. Также праздничные дни часто приходятся на рабочие, что усложняет посещение мечети. Мусульманам Крыма в данном случае проще, — решением Верховного Совета Крыма от 26 марта 1993 года «Об определении праздничных дней для граждан Республики Крым, исповедывающих ислам» и статьей 73 Кодекса Законов Украины о труде, во время праздника Ураза Байрам жителям Крыма мусульманского вероисповедания предоставляется выходной.

В первые годы после обретения Украиной независимости слабо, а точнее – практически полностью не была развита халяль промышленность, верующие практически не могли приобрести продукцию, соответствующую нормам Шариата. Однако, в последнее время удалось добиться значительного улучшения в этой сфере. Продукция, соответствующая канонам Шариата, в первую очередь речь идет о мясной продукции, легко доступна в Крыму, Киеве, Харькове, Донецке и многих других городах. Эта проблема сохраняет свою актуальность, главным образом, для Западной Украины, где проживает очень мало мусульман и вследствие этого тяжело наладить соответствующий бизнес.

В стране недостаточно мечетей для полного удовлетворения религиозных потребностей мусульман. К началу 90-х годов их сбереглось лишь 68 и только две из них пребывали в удовлетворительном состоянии (в Евпатории и Бахчисарае). Сейчас количество мечетей значительно увеличилось. Так, только при помощи ар-Раида в Крыму было возведено 35 мечетей, кроме того возродилась столетняя Соборная мечеть в Харькове. Были построены новые мечети в Донецке, городах Луганской области (около 14), в некоторых населенных пунктах юга Украины, появились молельные дома во Львове и Черновцах, в Полтаве, Виннице, Сумах и в других населенных пунктах. В Киеве действует 3 мечети. В целом, в Крыму действует свыше 200 мечетей. Хотя некоторые проблемы остаются, — одной из самых крупных является вопрос о построении Соборной мечети в Симферополе.

Мусульмане Украины объединены в 1089 религиозных общин в разных областях страны.

В постройке мечетей мусульманам Украины оказывают помощь Турция, Саудовская Аравия, Кувейт и спонсоры из других стран. В частности, единоверцы получают поддержку из Республики Татарстан. В 2007 году Турция выделила почти 3 млн. долларов на восстановление мусульманских святынь Крыма. Внутренних ресурсов не хватает, поэтому приходится обращаться за помощью к братьям по вере из-за рубежа.

До сих пор не отработан Указ Президента Украины от 21 марта 2002 года №279 (279/2002) «О неотложных мероприятиях окончательного преодоления отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Советского Союза относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций». Остро стоит вопрос ремонтно-восстановительных работ на культовых объектах. Однако, протекающие позитивные процессы внушают обоснованные надежды на решение упомянутых проблем.

Существует проблема мусульманских кладбищ – их не хватает и, за исключением мест компактного проживания мусульман, верующим приходится хоронить умерших на общих кладбищах, что является нежелательным с точки зрения Ислама. В качестве примера можно упомянуть ситуацию со старинным мусульманским кладбищем Азизлер в Бахчисарае. На его месте располагался вещевой рынок. Лишь в результате нескольких лет борьбы крымские татары смогли вернуть и восстановить свою святыню.

В государственных школах Ислам практически не преподается. Лишь в 14 крымскотатарских школах есть спецкурс «этика Ислама». Тогда как христианская этика преподается в нескольких тысячах школ Украины.

Кроме перечисленных проблем существуют и довольно специфические вопросы, характерные для любого немусульманского государства, в том числе и для Украины. Например, отсутствие специализированных больниц, санаториев, школ и т.д.  – с раздельным обслуживанием мужчин и женщин в них. Хотя в Крыму и в Киеве предпринимаются определенные шаги для исправления сложившейся ситуации.

Одним из острых вопросов для верующих жителей немусульманских стран является ношение хиджаба. Например, мусульманки Европы уже на протяжении 10 лет отстаивают в судах свои права на ношение хиджаба в государственных учреждениях, организовывают женские общества. В Украине вопрос так остро не стоит. Однако, вопрос оформления документов, так, чтобы мусульманки фотографировались с покрытой головой, еще не решен. Относительно женских организаций, то они существуют и являются довольно активными очагами, мусульманки Украины представлены в Европейском форуме мусульманских женщин.

Мусульманские организации Украины, как и большинство других конфессий Украины, имеют проблемы с нехваткой высококвалифицированных кадров. Однако, этот вопрос стоит далеко не так остро, как в первые годы независимости. Сейчас у ДУМК есть 5 духовных учебных заведений и 66 воскресных школ, ВАОО «альРаид» открыта школа хафизов в Симферополе, а также ряд воскресных школ и медресе. «Киевский муфтият» РУНМОУ зарегистрировал Исламский университет, наряду с учреждением медресе и школ и т.д. Многие работники упомянутых организаций получили высшее исламское образование заграницей и вернулись домой, принимая активное участие в религиозной жизни страны. Следует отметить и помощь братских религиозных организаций Турции и других стран зарубежья в деле организации образования мусульман Украины. Учебный процесс осуществляется на арабском, русском, татарском и турецком языках.

Существует определенная проблема, связанная с тем, что у крымских татар мало общенациональных религиозных лидеров. Еще в 2005 году член Меджлиса Джеведет Куртумеров говорил: «Большинство сельских имамов – это самоучки, уровень их образования явно недостаточен. Отсюда нежелательные нарушения и отклонения от норм Шариата». Таково печальное наследие тоталитарного прошлого. Однако, даже за прошедшие годы ситуация несколько улучшилась, что внушает определенный оптимизм. Велик также процентный удел пожилых лиц среди имамов и сотрудников мечетей, но молодежь постепенно вливается в их ряды, что способствует улучшению ситуации. Относительно низкий уровень исламского образования косвенно имеет своим следствием некоторое распространение сектантства среди мусульман Украины, — вроде идеологии партии Хизб ут-Тахрир, такфиритов.

В Украине, в отличие от других стран (России, стран ЕС) отсутствуют возможности пользования беспроцентными вкладами и кредитами, что причиняет значительные неудобства мусульманам. Поскольку в Исламе процент и ростовщичество являются тяжкими грехами. Поэтому учреждение Исламского банкинга в Украине есть насущной потребностью сегодняшнего дня.

Появление мусульманских политических объединений свидетельствует о возрастании активности мусульман страны. Одним из примеров стала Партия Мусульман Украины, которая существовала в 1997-2005 годах. Она самораспустилась в силу причин внутреннего характера, но сам факт того, что первый опыт политической деятельности мусульман имел место весьма важен. Возможно, в будущем, такая активность найдет другие формы своего выражения.

За последнее время весьма развился Исламский информационный сектор в Украине. Флагманом в этом деле является ВАОО «альРаид», издавшая много исламской литературы, учредившая сайты в Интернете  «Ислам для всех» и «Ислам в Украине» (единственный исламский украиноязычный ресурс в стране). Издающая газету «ар-Раид» и радиопередачу «Ас-саламу алейкум». Это и журнал «Дуслык», издающийся ВТЦ «Туган тел», и газета «Хидает» ДУМК и другие СМИ. Однако, несмотря на значительные успехи сделать предстоит еще много. В частности речь идет о выходе в теле и радио эфир.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на ряд проблем, вроде недостаточной осведомленности жителей Украины об Исламе, некоторых неадекватных оценок в украинских СМИ относительно Ислама и событий в Исламском мире, в целом, взаимоотношения мусульман Украины с другими согражданами характеризуются толерантностью и уважением. Что служит основанием для надежд преодоления существующих проблем и решения всех спорных вопросов и недопонимания посредством нахождения консенсуса, а не разжигания межрелигиозных конфликтов.

«Украина и Исламский мир», №1

Реклама

Май 18, 2009 - Posted by | Uncategorized

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: